Веб-ресурс больше не поддерживается

Отчет о работе Второго Конгресса

Секция 1
«Государственная политика развития российской науки с привлечением иностранных ученых, проблемы взаимодействия и пути их решения»

Модераторами мероприятия выступили: Министр образования и науки Российской Федерации — А.А. Фурсенко

Президент Международной ассоциации русскоговорящих ученых (RASA) — В.И. Сафаров
сомодератором: ученый-соотечественник из Германии — Д.В. Бородин

Всего в работе секции приняли участие более 70 человек. Во время дискуссионной секции участниками обсуждались вопросы госполитики развития российской науки с помощью привлечения ученых-соотечественников, а так же проблемы взаимодействия и пути их решения. Приводился опыт российских вузов по привлечению ученных из-за рубежа для совместных исследований и проектов.

Ведущий советник Департамента международной интеграции Министерства образования и науки Российской Федерации — Д.П. Коротков выступил с докладом «Стажировки российских студентов, магистров и аспирантов в зарубежных лабораториях под руководством ученых - соотечественников». Дмитрий Павлович отметил, что при подготовке Конгресса неоднократно возникал вопрос, выполнено ли то, что обсуждалось на прошлых встречах — есть ли сбывшиеся мечты? Год назад от лица группы соотечественников из Германии (в Томске выступал Аркадий Шипулин) была озвучена идея создания Германо-Российской школы повышения квалификации. Три месяца спустя, на встрече RASA в Бад-Содене эту идею поддержали коллеги из других стран. Так возник Международный центр повышения квалификации (ICAS). В результате Минобрнауки России поддержало инициативу ICAS и одобрило ее лаборатории в качестве принимающих организаций для стажировок по грантам Президента. В список вошли 10 исследовательских лабораторий из Германии, Франции, Финляндии, США и Великобритании.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации — С.В. Иванец в своем выступлении описал, как Минобрнауки России активно поддерживает сотрудничество с учеными-соотечественниками и что для этого предусмотрены специальные мероприятия и программы (например, в рамках ФЦП Кадры и Исследования и разработки). Даже в международных мероприятиях, не нацеленных специально на работу с соотечественниками, которые проводит министерство, заметно участие соотечественников, работающих за рубежом. Это знак активного сотрудничества соотечественников и российских университетов и научных организаций.

Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» — М.Н. Стриханов отметил, что сегодня НИЯУ МИФИ поддерживает связи с более, чем 60 ведущими научными и учебными центрами в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае, Японии, Канаде, Италии, Швейцарии, Швеции, Кореи и других странах. Более 100 работающих на постоянной основе за рубежом выпускников НИЯУ МИФИ являются руководителями лабораторий, отделов, факультетов, возглавляют фирмы и компании. Принимаемые меры государственной поддержки дали толчок развитию взаимовыгодного сотрудничества университетов с учеными- соотечественниками, проживающими за рубежом, но необходимы долгосрочные программы такого сотрудничества с государственной поддержкой.

Ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана — А.А. Александров рассказал об опыте МГТУ им. Н.Э. Баумана в приглашении ученых-соотечественников для совместной работы и исследований.

Ректор Российского нового университета (РосНОУ) — В.А. Зернов в заключение своего выступления добавил, что в настоящее время мы наблюдаем превращение системы образования из структуры, обеспечивающей инновационную систему страны, в одного из участников инновационной деятельности, встраивание ее в экономику знаний. Переход системы образования в новое качество до сих пор не в полной мере осознается образовательным сообществом на всех уровнях. Возникает масса наведённых проблем в оценке качества образования, связанных именно с неадекватным пониманием целей образовательной деятельности.

Проректор Московского физико-технического института (государственный университет) МФТИ (ГУ) — Ю.Н. Волков в своем докладе описал программу комплексного развития инновационной инфраструктуры МФТИ и его стратегических партнеров. А так же проект биофармацевтического кластера «Северный», который в 2010 году МФТИ организовал совместно с ведущими фармацевтическими компаниями России (ГК «Протек», НП ЦВТ «ХимРар», ФГУП НПЦ «ФАРМЗАЩИТА», ОАО «Акрихин»). За время существования биофармацевтического кластера "Северный" к нему присоединились Фонд «Сколково» и Институт медико-биологических проблем РАН. МФТИ и биофармацевтический кластер также включен в технологическую платформу «Медицина будущего».

Ректор Московского физико-технического института (государственного университета) МФТИ (ГУ) — Н.Н. Кудрявцев рассказал о привлечение ведущих ученых. В 2010 году МФТИ стал одним из победителей конкурса, проведенного в рамках постановления Правительства России №220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». Как результат, с 1 декабря 2010 года в рамках ЦКП «Интегрированный центр информационных технологий, математического моделирования и высокопроизводительных вычислений» создано новое структурное подразделение университета — Лаборатория суперкомпьютерных технологий для биомедицины, фармакологии и малоразмерных структур.

Независимый экономический консультант по связям между российскими и немецкими предприятиями Консультационного бюро (Германия) — Ф.М. Марголин рассказал о возможности эффективного использования научно-технического потенциала русскоговорящей диаспоры на примере Германии. Фима Мордухович отметил, что России давно пора отказаться от патерналистского подхода к зарубежным диаспорам и перейти к взаимовыгодным партнёрским взаимоотношениям.

Заведующий Лабораторией Университета Гейдельберга (Германия) — А.Н. Грачев выступил с докладом на тему привлекательности российской модели проведения научных исследований для творчески мыслящих ученых и описал взгляд из Германии.

Ученый-соотечественник (Германия) — Д. В. Бородин привел «Анонсацию идей для дискуссий со стороны ученых-соотечественников», а так же провел обсуждение предложений в итоговую резолюцию Конгресса.

Проведение подобных конгрессов ученых-соотечественников решили проводить на регулярной основе в формате приближенном к научной конференции; формирование постоянного оргкомитета и заблаговременное (1—2 года) назначение мест, времени и локальных комитетов.

Формат работы секции позволил всем желающим вступить в дискуссию, дать дельные советы и предложения в итоговую резолюцию.


Фотоотчет