Веб-ресурс больше не поддерживается

Отзывы участников Конгресса

Ермолин Юрий Васильевич
Швейцария, ЦЕРН, научный сотрудник

Субъективные заметки.

Присоединяюсь к вышесказанному — организация Конгресс была отличной! Тема Конгресса тоже была достаточно четко определена: «Перспективы и формы сотрудничества российских ученых, работающих в России и за рубежом» и приехали не него из России представительные люди от организаций. Зарубежная научная диаспора, как мне показалось, была представлена скорее индивидуалами, заинтересовавшимися, какую помощь ждут от них и чем они могли бы помочь. Поэтому возникло некое несоответствие тематики выступлений и ожиданий аудитории, не совсем было понятно — к кому из участников обращаются выступающие. Поясню свою мысль.

У всех российских университетов существуют сложившееся годами международное сотрудничество и связи с зарубежными партнерами, есть вполне официальные каналы и формы взаимодействия. Российские ученые за рубежом также интегрированы в официальные структуры, а не витают в воздухе. Поэтому, если говорить, например, о создании международного экспертного органа, то это может быть сделано вполне официально «сверху» и не требует самодеятельности «снизу». И экспертиза будет частью работы, а не общественной деятельностью. Как, впрочем, и любая другая форма сотрудничества, в которую могут быть официально вовлечены российские ученые.

Никто всерьёз не обсуждал массового возвращения ученых в Россию, более реалистичны были предложения «вахтового метода» — но это рассчитано на пару-тройку сотен человек. И опять, вполне стандартный процесс — открывается временная позиция, объявляется конкурс и выбирается достойнейший из подавших заявку. Все официально, места для самодеятельности тоже не просматривается.

На этом фоне очень выгодно отличался доклад Леонида Гозмана, который был больше нацелен на «неорганизованную» аудиторию — было четко сказано, что требуется, что предлагается взамен и каковы правила игры. Но рассчитан он был, скорее, на небольшую группу ученых и предпринимателей, решившихся организовать инновационное производство в России.

Поэтому было не совсем понятно, что приехавшим на Конгресс участникам было обсуждать на «индивидуальном» уровне, в отрыве от официальных структур. Большинство не планирует переезд в Россию и не вписывается в официальные формы сотрудничества, хотя к сотрудничеству расположено — но ни о каких возможных совместных проектах в странах проживания речи не шло, видимо такая потребность пока не возникла. Остается, пожалуй, только самоорганизация. Это, безусловно, полезно, но ведь это скорее средство, а не цель. Обмен информацией и встречи полезны, но главной целью, на мой взгляд, должны стать совместные проекты — например, в области коммерциализации результатов российских исследований и разработок в сотрудничестве с российской научной диаспорой. Инициатива исходит от того, кому это нужно, но интерес необходим обоюдный. Возможен ли симбиоз официальных российских организаций и общественных объединений, определён ли механизм подобного взаимодействия?

Тем не менее, Конгресс был полезен и позволил, хотя бы частично, ответить на вопросы — с кем Россия хочет сотрудничать, в каких областях и на каких условиях.

Юрий Ермолин

Yuri.Ermoline@cern.ch