Веб-ресурс больше не поддерживается

Отчет о работе Второго Конгресса

Секция 4
«Опыт международного и гуманитарного сотрудничества с русскоязычными учеными, проживающими за рубежом. Поддержка и перспективы развития преподавания и изучения русского языка в зарубежных странах»

Модераторами мероприятия выступили: Проректор по связям с общественностью Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) — Ю.А. Сухарев

Лектор Дуального университета Баден-Вюртемберга (DHBW), координатор международного портала по билингвизму www.bilingual-online.net (Германия) — Е.Л. Кудрявцева

В работе секции приняли участие более 30 человек.

Начальник управления образовательных молодежных программ и поддержки русского языка, Федерального агентства по делам Сотрудничества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) — Л.А. Гамза в своем выступлении сделал большой акцент, на преобразовании преподавания русского языка и совместными усилиями создать такую программу, которая бы соответствовала мировым стандартам.

Ректор Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) — И.И. Халеева в своем докладе озвучила основные задачи сетевого взаимодействия в гуманитарном образовании на пространстве СНГ: итоги и перспективы. МГЛУ работает с 78 вузами из 35 стран мира и реализует совместные проекты.

Помощник исполнительного директора Фонда «Русский мир» — А.В. Долинский в своем докладе отметил, что одна из главных задач — это сохранение русского языка в семьях ученых-соотечественников, не только разговорного, но и письменного. Фонд «Русский мир» открывают центры по всей планете, более чем в 75 странах. Они существуют при университетах. При этом Фонд «Русский мир» полностью берет на себя формирование.

Российский исследовательский Колумбийский университет, г. Нью-Йорк (США) — Б.M. Гаспаров затронул вопрос мирового контекста русского языка и культуры и проблемы гуманитарного образования в вузах Российской Федерации.

Лектор Дуального университета Баден-Вюртемберга (DHBW), координатор международного портала по билингвизму www.bilingual-online.net из Германии — Е.Л. Кудрявцева выступила с докладом на тему «Естественный билингвизм как образовательный и научный потенциал. Методцентры как путь систематизации опыта работы в области русского языка как иностранного и одного из родных в мире».

В своем выступлении Екатерина Львовна перечислила основные проблемы образовательных центров русскоязычной диаспоры.

Руководитель образовательных программ Детского развивающего центра из Египета — Е.В. Черникова рассказала, как российская диаспора в курортных городах Египта за последние 10 лет создала свою собственную инфраструктуру, в том числе и образовательные центры для детей соотечественников, проживающих в Египте. Но существует ряд проблем, которые необходимо решать. Например, необходимо создать региональные методические центры для учителей русских школ и ОЦ за рубежом. Такие методические центры также занимались бы разработкой региональных учебных программ по русскому языку для детей-билингвов в соответствии с реалиями страны или региона.

С докладами также выступили: В.В. Андерс — Директор Институт иностранных языков «Вельтшпрахен» (Австрия): «Летние лингвистические школы, как основа взаимодействия с вузами Российской Федерации»; Э.Х. Хабибуллина — Заведующая кафедрой Казанского (Приволжского) Федерального Университета (КФУ): «Русско-французский диалог: аспекты научно-образовательного взаимодействия»; И.Л. Данилова — Гётеборгский университет, г. Гётеборг, (Швеция): «Изучение идей Павла Флоренского в Швеции».

По завершении докладов модераторами было предложено обсудить проект итоговой резолюции с целью внесения в него предложений.

В результате работы было предложено одобрить документ с учетом определенных поправок:

  • формирование сетевых структур взаимодействия с зарубежными университетами и научными учреждениями, представителями российской научной диаспоры, выпускниками российских вузов; с целью обеспечения статуса русского языка как языка науки;
  • образование и повышение квалификации (стажировки) российских ученых за рубежом и русскоязычных ученых из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья в России;
  • модернизация национального научно-исследовательского комплекса с учетом опыта русскоязычных ученых из стран Ближнего и Дальнего Зарубежья;
  • создание Методического совета по русскому языку в системе дополнительного образования вне России;
  • принятие Государственной концепции поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом;
  • распространение на страны дальнего зарубежья практики деятельности учебно-методических центров Россотрудничества в государствах-участниках стран СНГ с привлечением русскоязычных специалистов из диаспоры.

Фотоотчет